Возвращение Индекса HeadHunter

Мы выпустили обновленную версию Индекса HeadHunter. Это система мониторинга рынка труда, которая позволяет сравнить ситуацию в разных отраслях и регионах России. Руководитель Службы исследований Мария Игнатова рассказала, как пользоваться статистикой и что происходит на рынке труда сегодня.
Возвращение Индекса HeadHunter

Что показывает Индекс HeadHunter?

Индекс отражает ситуацию по трем ключевым параметрам: вакансии, резюме и конкуренция. Открытый доступ к такой статистике — помощь не только работодателям и журналистам, но и, например, начинающим специалистам: по этим данным можно понять, в какую сферу идти работать прямо сейчас, где конкуренция ниже или выше.

Вакансии и резюме напрямую отражают экономическую ситуацию. Если в автомобильной отрасли, которая несколько лет проседала, начали публиковать больше вакансий, значит, работодатели не боятся негативных изменений, верят в рынок. Это хороший знак: в бизнес можно вкладывать деньги. Это такой индикатор рыночной ситуации с акцентом на труд, человеческие ресурсы.

Кто хорошо чувствует себя на рынке сегодня?

Автомобильная отрасль — не лидер рынка, но за последние 2 квартала показала существенный рост. Это при том, что ей пришлось нелегко во время кризиса: о сокращениях и урезании зарплат писали многие СМИ. Мы наблюдали это на цифрах по резюме и вакансиям.

Возвращение Индекса HeadHunter

Консультирование, ИТ и транспортно-логистическая отрасль — три лидера, которые развиваются быстрее рынка. Сейчас количество вакансий в консультировании на 87% больше, чем во 2-м квартале 2015 года.

Возвращение Индекса HeadHunter

ИТ-сфера традиционно чувствует себя гораздо лучше, чем многие другие сферы. Это «локомотив» московского рынка труда. В пик кризиса и ИТ-сфера, и весь рынок просели на 19%, но затем ИТ по темпам роста опередил рынок. В итоге во 2-м квартале 2016 года было на 36% больше ИТ-вакансий, чем в тот же период 2015-го.

Возвращение Индекса HeadHunter

Кто оказался аутсайдером?

«Туризм, гостиницы, рестораны» — единственная отрасль у нас на сайте, которая показывает обратную тенденцию. Когда все отрасли начали потихоньку выходить из кризиса, спрос на специалистов этой сферы резко замедлился. Во апреле-июне количество вакансий для них было на 9% меньше, чем год назад. Забуксовали банковская сфера и сфера страхования.

Возвращение Индекса HeadHunter

Данные HeadHunter не охватывают весь рынок. Можно ли им доверять?

Мы лидеры, и это совершенно точно релевантные данные. Конечно, они будут отличаться от того, что говорит Росстат. Причина в аудитории. Государственная статистика обычно берет за основу госсектор. У нас наоборот: перекос в коммерцию, бизнес. Поэтому мы с осторожностью оцениваем ситуацию в госструктурах и смело говорим про те отрасли, которые хорошо представлены на сайте.

На hh.ru размещают резюме самые активные участники рынка, которые действительно ищут работу. Лучшее доказательство этого — кризис в 2014 году: мы увидели резкий рост динамики резюме на 30–40%. Если бы этого роста не было, можно было бы сказать, что наша статистика оторвана от реальности. Но это не так.

В Индексе вы предлагаете сравнивать динамику по месяцам и по годам. А как правильнее?

Более показательна статистика год к году. Говорить, что май хуже апреля, нельзя — это сезонность, все в отпусках. Традиционный осенний подъем тоже нельзя путать с экономическим прорывом — сезонность рынка очень сильная. Поэтому мы обычно смотрим сравнение год к году: как текущий месяц изменился по отношению к тому же месяцу прошлого года.

Так может, нужно смотреть статистику сразу за несколько лет?

Сравнивать несколько лет сразу сейчас тяжело: у нас было два кризиса с коротким интервалом между ними. Классические принципы сравнения и прогнозирования здесь не работают — оба кризиса были непредсказуемыми явлениями.

Конечно, интересно увидеть всю картину за 10 лет, и мы делаем такие исследования на заказ. Но для принятия решений можно и за 2 года понять, выходит рынок из кризиса или нет.

А рынок выходит из кризиса?

Конечно. В этом июне впервые за два года динамика вакансий достигла докризисного периода. Количество активных резюме прирастает медленнее — то есть соискатели выбирают тактику пассивного поиска работы, ажиотажа и паники нет.

Достаточно ли статистики, чтобы уверенно делать такие выводы?

Мы учитываем не только данные сайта, но и качественные параметры, впечатления людей. Боятся ли они увольнений, как оценивают свой шанс устроиться на работу в ближайшие три месяца. Эти настроения — прямой повод к действию для работодателей. Если сотрудники боятся увольнений, не уверены, что смогут быстро найти работу — это повод расслабиться. А вот обратная ситуация, когда люди спокойно относятся к смене работы, уверены в себе, — повод активизировать мотивационные мероприятия.